Международный поисковый B2B-портал КОМПАСС
+38 (057) 758-78-30, 759-12-66
office@kompass.ua
www.kompass.ua

Полная версия статьи: http://articles.kompass.ua/publ/90-1-0-476

Реформа системы образования: непростой путь

Образование - что это такое? Если труд сделал из обезьяны человека, то образование дало возможность эту удивительную метаморфозу закрепить. Новые поколения смогли опираться на опыт прежних и потому избавить себя от необходимости заново изобретать велосипед. Значение образования возрастало. Современное общество называют информационным. Информация нынче - главная ценность. Кто владеет ей, тот владеет и миром. И всё-таки, что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации и способов её обработки от поколения к поколению. И если биологическую жизнь человеку дают родители, то его социальная жизнь немыслима без учёбы. Как мать вскармливает ребёнка телесно, так университет даёт студенту духовную пищу, полагали в средневековье. Тогдашние школяры называли родной университет кормящей матерью - Alma mater. Со временем высшее образование изменилось, но слова эти не канули в Лету, а стали крылатыми.

Время шло, образование изменялось, стремясь удовлетворить потребности общества. Подходы были разными, потому универсальной системы образования нет и быть не может. Каждая система образования в чём-то лучше, а в чём-то хуже остальных. Некогда Хрущёв, после поездки в Америку, дал отечественным учёным и чиновникам поручение: реформировать советское образование так, чтобы сделать его лучшим в мире. Никиту Сергеевича успокоили. Реформировать, мол, ничего не надо, СССР и так лучше всех. Впрочем, как всегда и во всём. Недаром он и войну выиграл, и спутник в космос запустил, и самой читающей страной считается. И с этим не поспоришь. Времена меняются. Советская система образования оказалась не отвечающей современным требованиям. Реформа образования оказалась нужна. Как именно реформировать. То ли перекроить систему образования на иностранный манер, то ли взять оттуда какие-то отдельные компаненты. Да, выбирать есть из чего. Сказочному витязю на распутье подобные задачи и не снились.

Республики-союзники пошли каждая своим путём. Так что нынче на постсоветском пространстве большое разнообразие. В Туркмении недавно среднее образование было 9-летним, как базовое образование в Беларуси. В России обязательным является среднее образование, которое длится 12 лет. Это некоторые примеры. То есть республики далеки от того, чтобы считать реформу образования удавшейся.

Образование и бизнес - отдельная тема. Высшее образование получить очень престижно. К тому же на время обучения предоставляется отсрочка от армии. Ощутив выгоду, бизнес вкоренился в систему образования - возникли коммерческие ВУЗы. Качество образования в них разное, зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов за деньги, кое-где вполне серъёзные учреждения. Высшее образование в Беларуси контролируется государством, оно присматривает и за частными университетами, оценивает уровень даваемых ими знаний. Образование и бизнес связаны и другим способом - при помощи репетиторства. Что интересно, мероприятия, в одной стране эффективные, не эффективные в другой. Высшее образование в Беларуси получить можно только одним способом - пройти обязательное тестирование. Тестирование ввели для максимально прозрачного поступления в ВУЗы. Оно по правусчитается давольно успешным решением проблемы коррупции. Подобным путём пошла Россия с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), но… Не только охота или рыбалка в России имеет национальные особенности. Коррупцию пока не смог остановить даже ЕГЭ. Иначе как понимать памятные результаты ЕГЭ в Дагестане, где дети, плохо знаующие русский алфавит, при этом массово сдали русский язык на "отлично"? Но и тестирование имеет недостатки. Опроса на сайте "Alma Mater" показывает, что большинство посетителей поддерживает традиционные вступительные экзамены. "На верном ли мы пути и не пора ли уточнить маршрут? " - таким вопросом задались белорусские власти. В итоге реформа системы образования в Беларуси была скорректирована. От перехода на 12-летку. Среднее образование будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов не видно, а граждане этого мероприятия не поддерживали, о чём говорят и результаты опроса, проведённого проектом "Alma Mater". Зато ликвидация классов c углубленным изучением предметов выглядит необдуманным перегибом.

Провал реформирования возникает из-за плохой его продуманности. В 1990-х в Беларуси хотели перейти на двухуровневое высшее образование. Для этого часть ВУЗовской программы решили перенести в школу. Для этого был нужен 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах... Когда двухуровневое высшее образование отменили, пришлось убирать 12-й год. Заодно с профилями решили отказаться и от традиционных математических и прочих специализированных классов. Ошибки, допущенные при реформировании, надо исправлять. Россия будет решать проблемы, связанные с нехваткой средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь - вопросы, связанные с уместностью тестирования и - восстанавливать специализированные классы. Реформа образования - явление нормальное. Через реформирование проходит всё образование в мире, даже парижская Сорбонна. Ненормальны лишь непродуманные реформы. Не надо слепо перенимать чужое или держаться за отжившее.

Автор: Павел Надуваев
Источник: http://am.zoomby.org/


Copyright © 2001-2024 "КОМПАСС Украина". Все права защищены. Использование материалов "Articles.KOMPASS.UA" разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Articles.KOMPASS.UA".